вторник, 5 января 2010 г.

История появления губной гармошки (Harp)

Губная гармошка является язычковым духовым инструментом, предком которого является восточный духовой орган. Этот инструмент, попавший в Европу в середине восемнадцатого века, представлял семнадцать скреплённых между собой бамбуковых трубочек различного размера, внутри которых располагались медные язычки, к ним крепился мундштук.

Губная гармошка была изобретена в 1821 году Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом, в Германии. Её первоначальным названием стало «аура», она выглядела как металлическая пластинка с пятнадцатью прорезями, каждая из которых закрывалась металлическим язычком. Строй первой губной гармоники был хроматическим, звуки извлекались при выдохе играющего. С 1825 года немецкий мастер Хотц стал изготавливать инструменты, похожие на «ауры» фабричным способом, с 1827 года тем же занялся Христиан Месснер, который, однако, называл свои инструменты «мундэолинами». В 1829, уже в Англии, Чарльз Уитстоун получил патент на губную гармонику с клавиатурным управлением язычками. Изобретение называлось «сим-фониум». Но самым близким к современному виду гармоники изобретением стал инструмент, сделанный немецким мастером Рихтером: его гармоника имела десять отверстий с двадцатью язычками (отдельно для вдоха и для выдоха играющего), имела диатонический строй, располагалась в деревянном корпусе. Она называлась «Mundharmonika» или «духовой орган».

В 1857 году крупнейшим производителем губных гармоник стал Маттиас Хонер, основатель широко известной сейчас фирмы «Hohner». За первый год он изготовил 650 гармоник , а к началу двадцатого века ежегодно выпускалось около пяти миллионов инструментов. В настоящее время фирма «Hohner» выпускает более 90 видов губных гармоник. Именно Маттиас Хонер первым начал экспортировать губные гармоники за океан – в Северную Америку. На свои инструменты он крепил фирменные накладки со своей фамилией.
Первые записи игры на губной гармонике были сделаны в двадцатых годах двадцатого века в США. Во времена Великой депрессии в США и Второй мировой войны губная гармошка набирает популярность как среди европейцев, в частности, солдат, так и в негритянских кварталах Америки, где она становится сольным инструментом в оркестре благодаря использованию микрофонов и усилителей.

В пятидесятые годы губная гармошка оказывается в первых рядах нового, рок-н-ролльного, музыкального движения.
Сейчас губную гармонику называют также «харпом», а музыкантов, играющих на ней – «харперами». Музыкальные направления, в которых наиболее часто используется губная гармоника – фолк, блюз, кантри, джаз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий